Расовые теории
Расизм – это совокупность взглядов, подразумевающая предвзятое (как правило, негативное) отношение к представителям других рас. Характерной, но не обязательной особенностью расизма является уверенность в интеллектуальном, нравственном или каком-либо ином превосходстве собственной расы.
Расизм есть порождение политики, а не науки.
Первые в своей основе расовые концепции появляются в конце XVIII в. Они появились вследствие колониальной политики, сформировались в значительной мере как идеологическое обоснование захвата чужих территорий, подчинения, эксплуатации и ограбления миллионов людей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании со стороны нескольких европейских держав. Эти концепции представляли собой попытки обосновать различия в расовом и культурном облике народов.
Расисты утверждают, что различные расы и их представители неравноценны по своей одаренности, что существуют «полноценные» и «неполноценные» расы и нации.
Этим расисты пытались оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своей страны и агрессивную захватническую грабительскую колониальную политику в отношении других стран.
Как откровенно реакционная идеология расизм выступает особенно отчетливо в XIX в.
Эта идеология использовалась, в частности, для оправдания рабства в США. Некоторые американские антропологи (Мортон, Петт, Глиддон) пытались «научно» подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства, ссылаясь на то, что негры — низшая раса, якобы неспособная жить без посторонней опеки.
В Европе также появлялись расистские теории. Особая роль в этом отношении принадлежит изданной в 1853 г. французом графом Ж.А. Гобино печально знаменитой книги «Опыт о неравенстве человеческих рас». В этой книге автор утверждал, что человеческие расы различаются между собой не только по «красоте» и разным физическим признакам, но и по психическим качествам культуры. Низшей расой Гобино считал черную, несколько более развитой — желтую. Высшей и единственной способной к прогрессу Гобино считал белую расу, особо выделяя ее элиту — «арийскую расу». Желтая, или монголоидная, раса, по его мнению, существенно уступала белой, а черная раса считалась неспособной к усвоению цивилизации и потому обреченной на вечное отставание в своем развитии.
Такая теория, косвенно поддержанная некоторыми крупными биологами того времени (Э. Геккель, Ф. Гальтон и др.), оказалась очень удобной для оправдания деятельности европейских колонизаторов в странах Африки и Азии, прежде всего, для оправдания расового и этнического угнетения, и уже потому получила широкое распространение в Британии и других метрополиях.
На основе идей биологического неравенства людей написана книга французского социолога Г. Лебона «Психология народов и масс».
Не только люди, но и целые расы и народы, не вправе рассчитывать на равенство, ибо оно противоречит человеческой природе, его естеству. Неравенство людей, народов и рас является объективным способом их существования, считает Лебон. В «расовых теориях» принято, что белая раса генетически и социологически превосходит другие расы по «умственным способностям», «самостоятельности», «интеллекту», тонкости теоретико-познавательного и оценочного отношения к миру, умению «логически мыслить». Желтая раса уступает белой расе на один порядок, коричневая — на два, а черная — на три порядка.
В XX в. идеология расизма получила дальнейшее развитие и практическое осуществление. В гитлеровской Германии расизм был официальной идеологией фашизма, его политической практикой.
Большое влияние на развитие расизма оказали труды Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900), воспевшего «белокурую бестию» — «арийца» — носителя высших качеств человеческой личности.
В расовую теорию нацистов входило понятие расовая гигиена, согласно которому строгие правила воспроизводства должны были привести к улучшению германской расы.
Продолжением развития расовой теории явилась реализация немецкими нацистами в 1940 году программы T-4 по стерилизации и физическому уничтожению «неполноценных элементов» — в основном, пациентов психиатрических лечебниц, в том числе и детей, страдающих психическими заболеваниями, а также лиц, страдающих от врожденных дефектов, в том числе детей-калек. В рамках этой программы было уничтожено 275 тыс. человек.
Затем была построена сеть лагерей смерти для уничтожения целых народов, неудовлетворяющих расовой теории. В первую очередь нацисты уничтожали евреев, цыган, все народы СССР, славянские народы (русских и поляков в первую очередь). Народы СССР подлежали уничтожению, как «неполноценные» расы, «больные» «заразой большевизма». Нацисты проводили массовые расстрелы по национальному признаку, также отправляли людей в лагеря смерти для физического уничтожения. Там были замучены с особой жестокостью или убиты в газовых камерах, сожжены живыми миллионы человек.

После окончания Второй мировой войны и Нюрнбергского процесса (1945-1946), проведенного Международным военным трибуналом, впервые на скамье подсудимых оказались первые лица целого государства, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде (кстати, само это слово тоже впервые открыто прозвучало именно в Нюрнберге). Мир начал меняться: постепенно была ликвидирована расовая сегрегация в некоторых государствах, появились термины «расовая политкорректность», «расовая толерантность».
Однако расизм более многогранен и встречается по отношению к совершенно разным народам, а также в "обратную сторону", когда цветное население притесняет белокожих.
Яркий пример тому — японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»).
В 19 в. в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса — американоидная.
В 60-е гг. 20 в. в Африке бывшим президентом СенегалаСенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.
Итак, суть расизма сводится к тому, что люди негативно относятся к представителям других человеческих рас, превознося при этом собственную. Негативное отношение может варьироваться в широком диапазоне: от незначительного пренебрежения до настоящей ненависти, страха и презрения. История знает немало страшных геноцидов, единственный причиной которых послужил расизм.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website